MADE IN RUSSIA
Лондонский Хрустальный Дворец
К началу XIX века ювелирное дело в России достигло своего наивысшего расцвета, о чем говорит деятельность отечественных ювелирных фирм. Их изделия поражали воображение не только российских, но и зарубежных ценителей прекрасного. Развивающиеся в то время промышленные выставки позволили ювелирам демонстрировать все самое лучшее, чутко реагировать на все тенденции ювелирного мира и осваивать новые технологии.
Макеты российских павильонов, которые демонстрировали примеры архитектуры российских городов.
РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВ И КУЛЬТУРЫ
Россия принимала участие во Всемирных выставках с самого начала их истории. На первой выставке в 1851 году Россия успешно представляла качество своего листового железа и меди, а в 1878 году были продемонстрированы электрические лампочки, которыми уже через год освещались Лондон и Париж. Участие во Всемирных промышленных выставках имело для России огромное значение: развивались международные связи, Европа знакомилась с достижениями русской индустрии и культуры, возрастал авторитет страны как промышленной державы. Для России Всемирные выставки стали хорошей возможностью выйти за пределы своих границ. На многих выставках Российская империя представлялась масштабно и всегда в отдельном павильоне. Именно на Всемирных выставках впервые произошло широкое знакомство зарубежной общественности с самобытной русской архитектурой, изобразительным и декоративно-прикладным искусством, предметами промышленного, сельскохозяйственного и кустарного производства, что способствовало укреплению престижа России. Участие России в этих выставках укрепляло торговые связи с иностранными партнерами, способствовало возникновению тесных культурных взаимоотношений и совместных проектов. Конечно же, Российская империя преследовала вполне реальные цели: изучить международный опыт, представить свои разработки и продукцию, наладить контакты с зарубежными партнерами.
Общий вид витрины ювелирной фабрики Иосифа Маршака
Ювелирный стенд на выставке
Карл Болин Диадема жемчуг бриллианты
Панорама Транссибирской магистрали
УЧАСТИЕ ЮВЕЛИРОВ В МИРОВЫХ ВЫСТАВКАХ
На первых Всемирных выставках возводились павильоны, стилизованные под московский Кремль, иностранцы угощались изысканными блюдами русской кухни и любовались сибирскими мехами и самоцветами. Также большое значение имело участие в международных выставках русских ювелирных фирм, что позволяло им быть в курсе всех отечественных и зарубежных новаций и одновременно корректировать свою деятельность в соответствии с общественными вкусами и запросами, учитывая изменения моды. Уже на Первой Всемирной выставке промышленно-художественных товаров в Лондоне в 1851 году Россия поразила Европу. Ценители искусства с удивлением и восхищением отметили русские изделия за самобытность, высокое качество и благородное изящество вкуса. В Лондонском Хрустальном Дворце были представлены драгоценности, которые публика приняла с восторгом. Это были произведения ювелиров В. Кеммерара и Л. Зифтинга. Знатоки удивлялись превосходному выбору рубинов, украшавших берту (узкий воротник-отделка на лифе платья), принадлежавшую графине Воронцовой-Дашковой. Там же были представлены и украшения фирмы К. Болина, которые заслужили золотую медаль «За бриллиантовые изделия, решительно превосходившие совершенством оправы все, что было на выставке, не исключая даже диадемы испанской королевы» знаменитого парижского ювелира Лемонье. Работы К.Болина сразу же привлекли внимание известного английского эксперта и владельца собрания драгоценных камней Г. Гопа, который приобрел браслет этой фирмы. Самое большое украшение К. Болина с сапфирами и бриллиантами было приобретено на выставке императором Николаем I для своей супруги императрицы Александры Федоровны. В 1900 году Всемирная художественно-промышленная выставка состоялась в Париже. Символом выставки стала встреча нового, XX века. Выставка отразила своего рода триумф стиля модерн. За семь месяцев – с 15 апреля по 15 ноября выставку посетило 50 миллионов человек, что и
На Первой Всемирной выставке промышленно-художественных товаров в Лондоне в 1851 году Россия поразила Европу. Ценители искусства с удивлением и восхищением отметили русские изделия за самобытность, высокое качество и благородное изящество вкуса». В Лондонском Хрустальном Дворце были представлены драгоценности, которые публика приняла с восторгом.
Хрустальный дворец в Лондоне, собравший посетителей Всемирной выставки в 1851 году.
по сей день является рекордом. Свои экспозиции в 18 тематических отделах представили 35 стран. Особенно значительно было участие Российской империи, ближайшего на тот момент союзника Франции. Россию на парижской выставке представляли лучшие ювелирные фирмы империи. Фирма П. Овчинникова, а ею в то время руководили его сыновья, представила серебряные изделия, которые привлекли внимание «в виду новизны выставляемых этой фирмой работ по расписной эмали и технических трудностей при выполнении этих работ». На этой же выставке вызвал общее восхищение иконостас из серебра с эмалью, сделанный по рисункам В. Васнецова и исполненный наследниками П. Овчинникова. Фирме была присвоена высшая награда. Фирме братьев Грачевых была присуждена золотая медаль, серебряная медаль – фирме И. Маршака. За ювелирное дело – Класс 95: вне конкурса победили фирмы К. Фаберже и Ф. Кехли.
РОССИЙСКИЕ ВЫСТАВКИ
Заметную роль в деятельности русских ювелирных фирм сыграли и российские художественно-промышленные выставки, которые регулярно проводились, начиная с 1829 года. На выставке в Петербурге в 1870 году «первое место как по изяществу рисунка, совершенству работы, так и по высокой ценности изделий, принадлежало богатой витрине петербургской фирмы К. Болина». В 1882 году в Москве состоялась Всероссийская художественно-промышленная выставка. На ней фирма К. Болина представила диадему с жемчугом и бриллиантами, броши и серьги, наперсные кресты, панагии. По итогам выставки фирма была удостоена высшей награды –правом использования Государственного герба. Золотая медаль досталась фирме А. Постникова. Самому Андрею Постникову, владельцу фирмы, был присвоен орден Святой Анны 2-ой степени. XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896 года в Нижнем Новгороде стала крупнейшей дореволюционной выставкой в России. Она явилась следствием промышленного подъема и демонстрировала последние достижения в художественной сфере, в том числе, и в ювелирном деле. В ней принимали участие русские ювелирные фирмы И.Губкина, П.Овчинникова.
Художественно-промышленные выставки 1851-1900 годов, проходившие в Париже, Лондоне, Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, реально показали, что в России есть мастера-ювелиры высокого класса, которые могут составить конкуренцию любой, даже самой известной ювелирной фирме зарубежья. В представленных изделиях поражал выбор прекрасных моделей, их изящная простота, чистота линий, эстетика оформления, блестящее исполнение. Особо отмечалось качество русской закрепки драгоценных камней, которое, по мнению главного ювелира фирмы К. Фаберже А. Хольстрема, ценилась выше парижской. Эти оценки дали основание Д.В. Григоровичу написать в книге «Производительные силы России», что «ценностью ювелирных украшений является не только красота камней и их материальная стоимость, но и оригинальность, и художественность замысла».
Таким образом, к началу XX столетия уже достаточно сформировалась ювелирная промышленность России, которая была представлена самыми разнообразными фирмами, работающими в разных сегментах и конкурирующими не только друг с другом, но и с лучшими ювелирами Европы, а также сложился класс любителей ювелирных украшений, которые стали постоянными клиентами тех или иных фирм. Кроме того, большое внимание к развитию отечественных фирм уделялось и со стороны государства, в том числе, и императора: Николай II лично посещал выставки, следил за достижениями ювелирных фирм, пристально рассматривая представленные на выставке образцы. Все это позволяет сделать вывод, что к началу нового века ювелирное дело в России достигло своего наивысшего расцвета, о чем говорит деятельность отечественных ювелирных фирм.